vero

О смерти в современном искусстве

кадавр
Одно из творений фон Хагенса

Вы не задумывались, почему в современном искусстве так много мяса и смерти? В фильмах (в частности, в сериалах) сплошь и рядом зомби да упыри, а еще убийцы-извращенцы и всякие психопаты, которые любят сооружать из трупов художественные инсталляции. В работах современных художников (и не только) тоже присутствует мясо, но не разлагающееся, а консервированное, взять хотя бы творения небезызвестного Хагенса. И дело даже не в том, что смерть стала объектом искусства – она всегда им была, а в том, что искусство в какой-то момент перешагнуло ту грань, за которой боязненное превратилось в болезненное.

Режиссеры ставят сцены убийств с такой невыносимой художественностью, что картинка завораживает даже самого искушенного зрителя. И чем дальше, тем прекраснее. Происходит смена стереотипов – например, мерзкие убийцы вампиры теперь являются чуть ли не волшебными принцами, и девчонки сходят по ним с ума. Быть укушенной и умереть – разве не прекрасно?

Зомби, конечно, никто становиться не хочет (разве что в рамках флешмоба). Зомби лишены интеллекта, хотя своеобразной эстетики не лишены. Эстетики, с привкусом разложения.

Страх перед смертью заложен в нас изначально – такова природа. Но потребление смерти в нас не заложено. Впрочем, культурный конвейер, штампующий продукцию смерти, выбора не оставляет.

Хотя, возможно, через опошление этого страха современное общество пытается его побороть?

promo volynska april 24, 19:51 3
Buy for 10 tokens
Острый социальный хоррор – рассказ «Нарисуй мне бабочек» вышел в апрельском номере DARKER. Аннотация: Бывший художник Винсент Липинский, ныне номер 8302, живет в лагере выселенцев за пределами Мегаполиса. Чтобы вернуть гражданство, нужно заработать сто тысяч кредитов, а…
Ужасы как таковые - это попытка побороть страх смерти.
Но вот так однозначно связывать ужасы с опошлением страха, я бы не стал. "Сумеречная" мания и зомби-мобы - это попса, которая и не возвеличивает смерть, и не опошляет ее. Они и смерть идут вообще разными дорожками.
Есть штамповка, а есть искусство. На одном континенте была "Техасская резня бензопилой", а на другом - Ардженто. Всегда так было и будет.

Хотя я, наверное, спешу с выводами, глубину пошлости каждый определяет для себя сам.

Edited at 2013-06-06 05:42 pm (UTC)
Я, наверное, не до конца выразила мысль. Вы правы, есть Искусство, и есть попса. Но что такое современное искусство? Это массовое искусство. Даже не искусство, а какой-то суррогат. Настоящих художников, режиссеров и т.д. (во всяком случае, известных), увы, единицы. И, скорее, они стоят к культурному процессу особняком.
Да, я просто поспешил высказаться о наболевшем:).
Пошлость для меня заключается в основном в массовости, а не в извращенном отношении к смерти. То есть, сейчас я восхищаюсь вот этой "куриной" инсталляцией, но когда я узнаю, что существуют десятки других художников, которые творят такое же, она сразу потеряет для меня ценность.
Смерть. Не разрывно связана с творчеством. Ставит. Финальную точку.