vero

О критике и критиках

Большинство творческих людей воспринимает критику довольно болезненно. Как там – «обидеть художника может каждый»? Есть, конечно, и те, кого никакой критикой не проймёшь (притворяются, наверное). Говорят, что причина такого восприятия (или неприятия) в себялюбии и излишней ранимости. Возможно.

Как только автор начинает публиковать свои произведения, он должен быть готов к тому, что его работы подвергнутся критике. И здесь важно понимать, что критика бывает разная.

Я, например, разделяю критику на потребительскую и профессиональную, а в рамках этого разделения – на субъективную и объективную. Потребительская критика – это мнение читателей (зрителей, слушателей), то есть той аудитории, на которую рассчитано произведение. В большинстве случаев она субъективна и сводится к «нравится», «не нравится» и почему.

Объективная критика может исходить только от профессионала. Согласитесь, что провести анализ, выявить ошибки и дать оценку произведения под силу только специалисту. Впрочем, профессиональная критика нередко бывает субъективной (к примеру, у критика на автора имеется зуб).

Говорят ещё о критике конструктивной, но, как по мне, это высший пилотаж, ведь объяснить автору что к чему и указать на пути развития может только эксперт.

И потребителям, и авторам стоит это учесть.

Не каждый из потребителей рискнёт критиковать подход к решению уравнения колебания струны, однако все почему-то знают, как писать, рисовать и снимать, и щедры на советы.

Разумеется, в споре автора и критика судьёй выступает время. Значимость того или иного произведения становится ясна лишь спустя годы, а то и столетия. История имеет множество примеров, что даже профессиональная критика бывает близорука и глупа.

Писали же, например, о «Воскресном дне на острове Гранд-Жатт» Сёра: «гм… и это называется живописью?», «огромный и отвратительный Гранд-Жатт», «мозаика скуки» и тому подобное… А ведь картина – шедевр, что о ней не пиши. Однако, подумайте, каково пришлось автору?

Seurat_La_Grande_Jatt
Жорж Сёра (1859 – 1891). Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1884 – 1886.
promo volynska december 21, 2016 19:55 4
Buy for 10 tokens
Мой рассказ «Memento mori» опубликован в декабрьском номере DARKER. Тема номера – ужасы будущего. В мире молодых и бессмертных нет места для стариков – они доживают свой век в унижении и страхе, а тех, кто осмелится выйти на улицу, безжалостно убивают. Эйджист Арес…
Читаю критику, психую, ухожу курить. Возвращаюсь, перечитываю места, которые критиковали, ухожу курить. Прихожу опять, понимаю что надо бы доработать, мотаю на ус)
Это же хорошо, когда критика стимулирует творчество.
а если еще и позитивные отзывы идут комплектом, вообще красота))
Для меня субъективная критика превыше объективной. Потому что объективная оценивает произведение с точки зрения формальных критериев качества, а на деле единственный, по большому счету, признак качества - это "нравится"/"не нравится". Ведь какими бы ни были технически совершенными книги, без читателя они - все равно макулатура.
С одной стороны, с этим трудно не согласиться, а с другой – оценка зависит от культурного уровня потребителя.
Как правило, это становится понятным уже из отзыва, так что не страшно:).
С Праздником вас!
А ещё иногда голова идёт кругом, потому что за одно и то же могут и похвалить, и поругать, причём обоснованно так, серьёзно, не просто нравится/не нравится...
На субъективную критику вообще не стоит обращать внимание. Читатель в праве заблуждаться.)