Вероника Волынская (volynska) wrote,
Вероника Волынская
volynska

Categories:

Видения ада

Если посмотреть на тематические полотна известных художников, то создаётся впечатление, что на свете нет места более фантастического, чем ад. Столько изощрённых пыток и бесконечных мучений ожидает грешников на фоне озарённых пламенем пейзажей, столько демонов и чертей с ухмылками на лицах поджидают своих будущих жертв, чтобы терзать их без остановки, ежесекундно упиваясь душевной болью. Во всяком случае, таковы видения ада христианского, созданного кистью Босха, Брейгеля и их последователей.

Конечно, представление о загробной жизни (и об аде как его составляющей) сильно изменилось с допотопных времен. Вначале люди верили в некое Царство мёртвых, расположенное под землёй, и не делили усопших на праведников и грешников. Там не было плохо или хорошо, ведь загробный мир сильно отличался от мира живых. И его, разумеется, охраняли.

dore_
Гюстав Доре. Данте и Вергилий в девятом круге ада. 1861 год.


Поля камыша придумали древние египтяне, и с тех пор души усопших стали подвергаться обязательной «сортировке»; однако с душами грешников египтяне поступали куда жестче, чем христиане, – их не ввергали в самый жуткий ад, вовсе нет, их ожидала окончательная смерть.

Ад как место пребывания грешников закрепляется в христианстве, и около двух тысяч лет заставляет содрогаться людские сердца. Но помогла ли вера в посмертное наказание избавиться от зла земного? Нет. Зло не только продолжило существовать, но обрело ещё большую силу и власть в нашем мире.

Босх, Данте или Роден видели ад по-своему. Это были великие люди и умы, и их произведения являются культурным достоянием человечества. Но разве мы испытываем трепет, глядя на фантастические картины Босха, трепет и страх, какие испытывал средневековый зритель? Верим ли, что совершая дурные поступки, непременно угодим в сверхъестественный посмертный кошмар? Или же, как утверждает Фробениус, современное инферно должно выглядеть иначе?

bosch_fr
Иероним Босх. Слева: «Ад» – правая панель триптиха «Воз сена». 1500 – 1502. Справа: «Ад» – правая панель триптиха «Сад земных наслаждений». 1503 – 1504.

van_eyck_fr
Ян ван Эйк. Страшный суд. Правая часть диптиха, деталь. Диптих создан в начале 1430-х.

van_der_weyden_fr
Рогир ван дер Вейден. Страшный суд. Полиптих. Деталь. Ок. 1451.

van_der_weyden_fragment
Рогир ван дер Вейден. Страшный суд. Полиптих. Ад. Деталь и крайняя правая панель. Ок. 1451.

follower_of_bosch
Последователь Иеронима Босха. Ад. Ок. 1550 – 1560.

Интересный факт: с XII века вход в Ад изображался в виде раскрытой пасти Левиафана (чудовища из Библии), а сама обитель грешников традиционно представлялась как подземные пещеры, озаренные пламенем адских костров. Наказание соответствовало природе греха: например, содомитов поджаривали на вертелах, а обжоры пожирали нечистоты. А трансформацию представлений об Аде произвела «Божественная комедия» Данте.

Читайте также Представления о загробном мире в древних культурах .

Врата Ада Родена.

Tags: необычное в искусстве
Subscribe
promo volynska октябрь 28, 2018 19:36 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Дорогие читатели! Сборник рассказов «Лакримариум» доступен на сайте издательства «Саммит-книга». Если зарегистрироваться, можно получить скидку! Сейчас хорошее предложение в интернет-магазине книг Yakaboo – бесплатная доставка до отделений УкрПошта по всей…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments