vero

«Мрачные картины» Гойи

Испанский художник Франсиско Гойя известен портретами знатных особ и удивительными, фантасмагорическими офортными сериями «Капричос» и «Диспаратес». Занимаясь преимущественно станковой живописью, Гойя сделал ряд великолепных настенный росписей, в том числе фрески церкви Сан Антонио де ла Флорида (1798), однако самые невероятные росписи мастера – это росписи «Дома глухого».

Дом, приобретенный художником в 1819 году, получил такое необычное название из-за глухоты прежнего владельца, но по удивительному совпадению престарелый Гойя тоже был глухим.

Говорят, что осаждаемый болезнью и безумием, Гойя покрыл огромные, оштукатуренные стены своего нового дома странными и страшными масляными росписями – всего получилось четырнадцать «Мрачных картин».

Несомненно, сквозь жуткие образы проступают кошмары художника и те фантастические видения, которые с ранних лет стали спутниками его жизни. Заглянувший в конце жизненного пути в бездну собственного подсознания, Гойя вытащил на свет все свои самые потаенные страхи, мрачные мысли, ненависть и что-то еще – что-то необъяснимое.

Судьба
"Атропос, или судьба", одна из росписей "Дома глухого", 1819-1823
Асмодей
Фантастическое видение, или Асмодей. Известна также как "Утес, обстреливаемый из орудий". Роспись «Дома глухого», 1819-1823

Шабаш ведьм
"Шабаш ведьм", 1821-1823

Паломничество к Святому Исидору
"Паломничество к источнику Святого Исидора", 1819-1823

Поединок на дубинах
"Поединок", 1819-1823

Старики за похлебкой
"Старики за похлебкой", 1819-1823

Святая инквизиция
"Святая инквизиция" (?), 1819-1823

Сатурн, пожирающий своего сына
Сатурн, пожирающий своего сына, 1819-1823

В конце XIX века фрески были перенесены на холст и теперь хранятся в музее Прадо. Названия мрачные картины получили уже после смерти художника.