vero

Смерть в творчестве Фридриха

Каспар Фридрих (1774-1840) еще при жизни приобрел репутацию художника мрачного и меланхоличного. Несмотря на избранный жанр (а он был пейзажистом), Фридрих часто обращался к теме смерти и написал огромное количество кладбищ, древних погребений и могил. Иногда художнику даже заказывали такие полотна.

Часто Фридрих изображал кладбищенские ворота, видя в них символический барьер между миром живых и миром мертвых. Характерно, что за воротами всегда проступает какой-то неземной и прекрасный пейзаж – видимо, таким образом художник противопоставлял тяжелую земную жизнь жизни вечной, напоенной покоем. Кроме того, работы Фридриха наполнены различными символами. Например, на его картинах можно встретить сову (символ ночной темноты и смерти), срубленное или засохшее дерево и лунный серп (как символ воскресения и жизни вечной).

Аббатство в дубовом лесу
Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу (1809-10)

"Аббатство..." считается одной из лучших картин художника, посвященных теме смерти.

Пейзаж с совой, гробом и могилой
Каспар Давид Фридрих. Пейзаж с совой, гробом и могилой (1839). Рисунок (сепия, карандаш)

Древнее погребение под снегом
Каспар Давид Фридрих. Древнее погребение под снегом (1807)

Зимний пейзаж
Каспар Давид Фридрих. Зимний пейзаж (1811)

Крест рядом с Балтикой
Каспар Давид Фридрих. Крест рядом с Балтикой (1815)

Древняя могила осенью
Каспар Давид Фридрих. Древняя могила осенью (1820)

Кладбище
Каспар Давид Фридрих. Кладбище (1821 или 1822)

Могила Гуттена
Каспар Давид Фридрих. Могила Гуттена (1823-24)

Кладбище в снегу
Каспар Давид Фридрих. Кладбище в снегу (1826)

Кладбище
Каспар Давид Фридрих. Кладбище (1825)

Кладбищенские ворота
Каспар Давид Фридрих. Кладбищенские ворота (1826-7)

Гроб и могила
Каспар Давид Фридрих. Гроб и могила, рисунок, 1836

Каспар Давид Фридрих. Сова на могиле (рисунок, сепия поверх карандаша), 1836-37

Прогулка в сумерках
Каспар Давид Фридрих. Прогулка в сумерках (Человек, созерцающий древнее погребение), между 1837 и 1840


Как мне нравятся эти работы! Некоторые не видела, спасибо
Философские картины. Кстати, это далеко не все работы Фридриха, посвященные теме смерти.
Печально как-то.навевает мысли о бренности существования.
Навевает… Но у Фридриха много и других картин – светлых и совсем не печальных. Хотя и в них он остается философом.
Я не видел пока.но даже в светлых наверное ощущается какая-то грусть,мне так кажется..такой подход у него.
К "светлым" можно отнести, например, "Белые скалы на Рюгене" и "Утреннюю зарю", но насчет грусти вы правы.
Да,я посмотрел сейчас "Белые скалы на Рюгене" и "Утреннюю зарю".это светло.
Может, как-нибудь сделаю подборку "светлого" Фридриха.