vero

Зимние образы

Самое время сделать подборку зимних картин. Поскольку о Брейгеле я уже вспоминала, о Фридрихе тоже, перейду к моим любимым символистам (и не только). Зимних красот не будет – под катом только необычные образы, обрамлённые снегом и льдом.

Адольф Хиреми-Хиршл. Ахашверош в Конце времён. Фрагмент. 1888.
Адольф Хиреми-Хиршл. Ахашверош в Конце времён. Фрагмент. 1888.


Альфонс Муха. Зимняя ночь. (Сибирь, Звезда). 1920/23.
Альфонс Муха. Зимняя ночь. Сибирь. 1920/23.

Альфонс Муха (1860 – 1939) – ярчайший представитель стиля модерн, знаменитый роскошными женскими образами, успешный иллюстратор, дизайнер и плакатист. Правда, после 1910 года Муха отходит от своего самобытного декоративного стиля и начинает создавать монументальные живописные полотна, вошедшие в так называемый «Славянский эпос».

«Зимнюю ночь» (другие названия – «Звезда» и «Сибирь») относят к этому циклу. Пожалуй, это самое необычное произведение Мухи, вдобавок тяготеющее к символизму.

История создания картины также необычна. В ходе своей поездки в Россию в 1913 году Муха сделал серию снимков с крестьянками, сидящими в позе героини «Зимней ночи», но в итоге моделью для картины послужила жена художника Мария. Прежде чем приступить к работе, Муха написал четыре подготовительных этюда. Возможно, «Зимняя ночь» стала своеобразным откликом художника на революцию 1917 года.


Джованни Сегантини. Злые матери. 1894.
Джованни Сегантини. Злые матери. 1894.

«Злые матери» – самая известная картина итальянского художника Джованни Сегантини (1858 – 1899) и одна из первых его символистских работ. Образ злых (плохих) матерей был навеян художнику поэмой «Нирвана» итальянского драматурга Луиджи Иллика, являющейся якобы переводом индийской поэмы XII века. В ней описываются муки женщины, отказавшейся от радости материнства, её пытки и страдания в ледяной пустыне, её отчаяние и надежда. Вероятно потому, что художник вырос без матери, эта тема оказалась ему близка.

Перед смертью Сегантини написал второй вариант «Злых матерей», в холодном, синеватом колорите.

Джон Доллман. Голод. 1904.
Джон Доллман. Голод. 1904.

Английский художник и иллюстратор Джон Доллман (1851 – 1934) черпал вдохновение в мифологии и любил изображать людей в окружении животных. Это «пристрастие» помогло художнику создать мощнейший образ Голода.

Адольф Хиреми-Хиршл.  Ахашверош (Артаксеркс) в Конце времён. 1888 год.
Адольф Хиреми-Хиршл. Ахашверош в Конце времён. 1888.

Малоизвестный венгерский художник Адольф Хиреми-Хиршл (1860 – 1933) писал в основном на исторические и мифологические темы. Однако его «Ахашверош (Артаксеркс) в Конце времён» пронизан символизмом. Хиреми-Хиршл изобразил последнего человека, преследуемого Смертью и ободряемого Надеждой, а обнажённая, лежащая ничком на переднем плане, по всей видимости, олицетворяет гибель всего человечества.

Карлос Швабе. Могильщик и Смерть. 1895.
Карлос Швабе. Могильщик и Смерть. 1895.

Швейцарский символист Карлос Швабе (1866 – 1926) оставил большое художественное наследие, однако самой известной его работой является «Могильщик и Смерть» (иначе «Смерть могильщика»). Зима на этой картине словно ледяное дыхание ангела Смерти, но она скоро закончится – на переднем плане подснежниками пробивается надежда.


Интересная подборка, я не видела большинство этих картин - впечатляют образы, все таки хороший пейзаж - мощнейший инструмент для создания сюжета! Муха, при всей видимой простоте, больше всех цепляет взгляд.
Хорошо закончили, надеждой.
А в целом из всего представленного я засмотрелся на "Зимнюю ночь". Очень атмосферное полотно.

Edited at 2015-12-19 07:36 pm (UTC)