vero

Живопись и математика. Загадка отражения

Ранее я писала о картинах английского художника Джозефа Райта из Дерби, который прославился изображением научных экспериментов. Он действительно был первым из художников, кто яро пропагандировал науку, однако портреты выдающихся учёных писали и до него.

Так, портрет итальянского математика Луки Пачоли (1445 – 1517) был написан около 1500 года. Полностью картина называется «Портрет Луки Пачоли и неизвестного юноши» и считается произведением Якопо де Барбари (1460/1470 – ранее 1516); однако согласно альтернативной версии её автор – сам Леонардо да Винчи, который дружил с математиком.

pacioli
Портрет Луки Пачоли и неизвестного юноши. Около 1500 года. Автор либо Якопо де Барбари, либо Леонардо да Винчи.

Следует заметить, что Лука Пачоли был личностью неординарной – его перу принадлежит «Божественная пропорция. Сочинение, весьма полезное всякому проницательному и любознательному уму, из коего каждый изучающий философию, перспективу, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку или другие математические предметы извлечёт приятнейшее, остроумное и удивительное учение и развлечёт себя различными вопросами сокровеннейшей науки» (издано в 1509 году).



Известно, что будущий учёный начинал как подмастерье у знаменитого художника Пьеро делла Франчески (1420 – 1492), но затем молодой человек заинтересовался архитектурой и математикой. Первый труд – учебник по арифметике – Пачоли закончил в 1470 году. Спустя несколько лет он постригся в монахи, стал профессором в Перуджинском университете и преподавал алгебру и геометрию.

Знакомство с Леонардо да Винчи состоялось в 1496 году: по приглашению герцога Сфорца Пачоли переехал в Милан, чтобы возглавить кафедру математики Миланского университета.

В Милане Пачоли написал трактат «О божественной пропорции», а Леонардо выполнил к нему иллюстрации. Точно известно, что трактат был завершён 14 декабря 1498 года и посвящён герцогу Лодовико Сфорца. Известно также, что к нескольким рукописным экземплярам трактата прилагался набор правильных многогранников и других геометрических тел, изготовленных Пачоли собственноручно.

Что до портрета – он полон загадок. Сам Пачоли изображен на нём в рясе монаха-францисканца с атрибутикой учёного: циркулем, угломером и т.д. Юноша-«помощник» до сих пор не установлен: исследователи предполагают, что им может являться либо немецкий художник Альбрехт Дюрер, либо герцог Урбинский Гвидобальдо да Монтефельтро, либо некто Франческо ди Бартоломео Акинто (придворный?). Кроме того, буквы и символы на портрете тоже вызывают массу предположений, не исключено, что они составляют какой-то ребус (вполне в духе Леонардо).

Загадочный прозрачный объект, на который устремлён взгляд учёного – это ромбокубоктаэдр – полуправильный многогранник, состоящий из 18 квадратов и 8 треугольников. Он стеклянный и наполовину заполнен водой, а на его гранях можно разглядеть отражения архитектурного пейзажа. Вполне вероятно, что это – палаццо дукале (герцогский дворец) в Урбино, возведённый по распоряжению герцога Федерико да Монтефельтро, отца уже упомянутого Гвидобальдо, в середине XV века.

r_urbino
Ромбокубоктаэдр с отражениями дворца (?) и Палаццо дукале в Урбино.