vero

Отражение творца

Не секрет, что многие художники любили писать автопортреты (Курбе, например, или Гоген). Если же обратиться к эпохе Возрождения, то в памяти моментально всплывает знаменитый автопортрет Дюрера, признанный одним из шедевров европейской живописи. Другие живописцы были куда скромнее, поэтому «парадных» автопортретов не писали, однако нередко изображали себя в качестве одного из персонажей многофигурных композиций (на библейские или мифологические сюжеты). Так, к примеру, искусствоведы отыскали автопортрет Сандро Боттичелли на фреске «Поклонение волхвов».

Но есть и те, чьи лица нам неизвестны; или же, как в случае с голландским художником Питером Класом (1597 – 1661), зритель едва способен разглядеть отражение автора в стеклянном шаре.

claesz_vanitas_
Питер Клас. «Vanitas» с автопортретом. 1628 год.

Питер Клас (Pieter Claesz) был мастером натюрморта и написал немало картин в модном в то время жанре «Vanitas» – «Суета сует». Речь идёт о натюрмортах с черепом (или с черепами), распространённых в эпоху барокко. Эти натюрморты служили напоминанием о быстротечности жизни и неизбежности смерти, поэтому каждый предмет, изображённый на холсте, являлся не просто атрибутом, а символом. Любопытно, что стеклянный шар, в котором изобразил себя Питер Клас, символизирует тщеславие.


claesz_vanitas_fr
Питер Клас. «Vanitas» с автопортретом. Фрагмент. 1628 год.

Смотрите также Загадки отражений