vero

Видения ада

Если посмотреть на тематические полотна известных художников, то создаётся впечатление, что на свете нет места более фантастического, чем ад. Столько изощрённых пыток и бесконечных мучений ожидает грешников на фоне озарённых пламенем пейзажей, столько демонов и чертей с ухмылками на лицах поджидают своих будущих жертв, чтобы терзать их без остановки, ежесекундно упиваясь душевной болью. Во всяком случае, таковы видения ада христианского, созданного кистью Босха, Брейгеля и их последователей.

Конечно, представление о загробной жизни (и об аде как его составляющей) сильно изменилось с допотопных времен. Вначале люди верили в некое Царство мёртвых, расположенное под землёй, и не делили усопших на праведников и грешников. Там не было плохо или хорошо, ведь загробный мир сильно отличался от мира живых. И его, разумеется, охраняли.

dore_
Гюстав Доре. Данте и Вергилий в девятом круге ада. 1861 год.


Поля камыша придумали древние египтяне, и с тех пор души усопших стали подвергаться обязательной «сортировке»; однако с душами грешников египтяне поступали куда жестче, чем христиане, – их не ввергали в самый жуткий ад, вовсе нет, их ожидала окончательная смерть.

Ад как место пребывания грешников закрепляется в христианстве, и около двух тысяч лет заставляет содрогаться людские сердца. Но помогла ли вера в посмертное наказание избавиться от зла земного? Нет. Зло не только продолжило существовать, но обрело ещё большую силу и власть в нашем мире.

Босх, Данте или Роден видели ад по-своему. Это были великие люди и умы, и их произведения являются культурным достоянием человечества. Но разве мы испытываем трепет, глядя на фантастические картины Босха, трепет и страх, какие испытывал средневековый зритель? Верим ли, что совершая дурные поступки, непременно угодим в сверхъестественный посмертный кошмар? Или же, как утверждает Фробениус, современное инферно должно выглядеть иначе?

bosch_fr
Иероним Босх. Слева: «Ад» – правая панель триптиха «Воз сена». 1500 – 1502. Справа: «Ад» – правая панель триптиха «Сад земных наслаждений». 1503 – 1504.

van_eyck_fr
Ян ван Эйк. Страшный суд. Правая часть диптиха, деталь. Диптих создан в начале 1430-х.

van_der_weyden_fr
Рогир ван дер Вейден. Страшный суд. Полиптих. Деталь. Ок. 1451.

van_der_weyden_fragment
Рогир ван дер Вейден. Страшный суд. Полиптих. Ад. Деталь и крайняя правая панель. Ок. 1451.

follower_of_bosch
Последователь Иеронима Босха. Ад. Ок. 1550 – 1560.

Интересный факт: с XII века вход в Ад изображался в виде раскрытой пасти Левиафана (чудовища из Библии), а сама обитель грешников традиционно представлялась как подземные пещеры, озаренные пламенем адских костров. Наказание соответствовало природе греха: например, содомитов поджаривали на вертелах, а обжоры пожирали нечистоты. А трансформацию представлений об Аде произвела «Божественная комедия» Данте.

Читайте также Представления о загробном мире в древних культурах .

Врата Ада Родена.